Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография
Главная страницаКарта сайта
Азербайджан
Общая информация Природа Азербайджана Погода История Азербайджана Экономика Культура Традиции и Обычаи Литература Музыка Театральное искусство Азербайджанское кино Изобразительное искусство Архитектурное искусство Народное творчество Азербайджана Азербайджанская кулинария Общество Персоналии Армяно-Азербайджанский конфликт
Наши друзья


















Поиск:
Архитектурные памятники Азербайджана
Азербайджан Культура Архитектурное искусство Архитектурные памятники Азербайджана Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. XV век.
Перейти к общему списку

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. XV век.
Фотоальбом

Дворцовый ансамбль Ширваншахов - крупнейший памятник ширвано-апшеронской ветви азербайджанского зодчества.
В XV веке вследствии возвышения экономического и политического значения Баку, который был одной из сильно укрепленных крепостей и главным портом на Каспийском море, ширваншах Халилуллах сменил резиденцию Ширваншахов с Шемахи на Баку. В связи с затоплением Сабаиловской крепости постройка нового дворца была осуществлена на новом безопасном месте на вершине бакинского холма. Ансамбль не строился по единому архитектурному замыслу и состоит из ряда сооружений, расположенных согласно рельефу на трех уровнях: главного здания дворца (1420-е годы), Диванхане (1450-е годы), усыпальницы-тюрбе (1435), шахской мечети с минаретом (1441), мавзолея Сейида Йахья Бакуви (1450-е годы) и остатков мечети Кейгубада. К дворцовым постройкам относятся портал с восточной стороны - ворота Мурада (1585), овдан и остатки бани. По некоторым сведениям, к северо-востоку от здания дворца прежде находились помещения шахских конюшен, но в настоящее время на этом месте стоят жилые дома. К северу от Диван-хане в одном из жилых домов видно основание сохранившейся древней стены, кладка которой подобна кладке фасада дворца. По-видимому это остатки кладки зданий, относящихся к ансамблю дворца.
В 1964 году комплекс объявлен музеем-заповедником и взят под охрану государства.

Дворцовое здание
 
Ансамбль Дворца Ширваншахов не строился по единому архитектурному замыслу. Однако, его строители, учитывая назначение каждого здания, размещением их способствовали формированию архитектурного пейзажа.

Главное здание ансамбля - дворец, который является наиболее ранней постройкой из всех дворцовых сооружений и как считают историки архитектуры, строился почти десять лет. Это наиболее крупное здание комплекса как по объему, так и по занимаемой площади. Его начал возводить в 1411 году ширваншах шейх Ибрагим I, союзник Тамерлана. А продолжил дело после его смерти сын — ширваншах Халилулла I, который, к слову, был женат на правнуке Тамерлана Ханике.

Двухэтажное здание дворца насчитывает около пятидесяти различных размеров и очертаний помещений, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами. Большой стрельчатый портал ведет со двора сразу на второй этаж в высокое, покрытое куполом входное восьмигранное помещение. Расположенный за ним небольшой, также восьмиугольный вестибюль, соединяет его с остальными помещениями дворца. Щелевидные отверстия в нишах восьмигранного помещения служили для переговорной связи с нижним этажом. Всего из 25 комнат второго этажа до наших дней сохранилось лишь 16. Нижний этаж здания, содержащий 27 комнат, служил помещением для слуг и для хранения хозяйственных запасов. Он сохранился именно таким, каким его построили в XV веке. Строгость обращенного к парадному двору главного фасада отличается от более богатой трактовки зданий других дворов. Лаконичные формы, солнечные тона гладких поверхностей стен, узорчатое шебеке верхних окон и окна-щели нижнего этажа придают образу здания неповторимую выразительность. Раскопки комнат первого этажа показали, что дворец стоит на скале и под ним в древности, до постройки дворца, было какое-то большое сооружение, фундаменты стен которого вклиниваются в фундамент дворца.

Много довелось повидать на своем веку хорошего и печального Дворцу Ширваншахов, пока он не стал музеем-заповедником. Так, при взятии Баку сефевидами в 1501 году дворец подвергался опустошению. Все сокровища Ширваншахов — оружие, доспехи, ювелирные украшения, ковры, драгоценные парчовые ткани, редчайшие книги из дворцовой библиотеки, посуду из серебра и золота сефевиды увезли с собой в Тебриз. Но после Чалдыранской битвы в 1514 году между турецкими войсками Селима I (сына завоевавшего Константинополь Магомеда II) и сефевидами, закончившейся поражением последних, сокровища Дворца Ширваншахов достались туркам в качестве трофеев. Сегодня какая-то их часть украшает музейные коллекции Турции, Ирана, Англии, Франции, России, Венгрии. Так, в стамбульском музее хранятся кольчуга Халилуллы I, изготовленная в 1428 году, и два шлема его сына-наследника из пяти оставшихся в живых — Фарруха-Ясара. Некоторые ковры из дворца оказались в лондонском музее Виктора и Альберта, а древние фолианты из дворцовой библиотеки — в книгохранилищах Тегерана, Ватикана, Петербурга.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби в книге “Путевые заметки” сообщает, что турецкий полководец Мустафа Леле паша, покидая захваченный им в 1585 году Баку, “вывез с собой крышу, купол и оконные рамы со стеклами одного прекрасного строения и преподнес в качестве дара султану, который возвел из них в саду “Султанийе Гасри Хумаюн” царственный замок, вызывающий изумление своим прекрасным видом”. Возможно, что упомянутый купол с изразцовым покрытием был с крыши Дворца Ширваншахов.

Досталось Дворцу Ширваншахов при бомбардировке с моря русской эскадрой в 1723 году, при освобождении города персидскими войсками и при взятии Баку русскими войсками в 1806-м. После вхождения Баку в состав Российской империи дворец был передан царскому военному ведомству, которое хозяйничало здесь почти столетие. Шахские покои второго этажа были превращены в солдатские казармы, а помещения под ними — в конюшню, артиллерийские склады; зеленой краской кто-то замазал каменную роспись на портале усыпальницы, а шахская мечеть по воле российских военных властей чуть было не стала гарнизонной церковью. Военные произвели частичный ремонт дворца и одновременно большие перестройки, приспособившие дворцовые постройки под артиллерийские склады. Во время перестройки были разрушены купола и разобраны часть стен, разделявших комнаты на первом и втором этаже. Остатки купольных, стрельчатых и крестовых перекрытий были уничтожены и заменены плоскими балочными перекрытиями. Некоторые оконные проемы были заложены, а вырезанные из камня решетки окон разрушены. Ко второму этажу северного фасада дворца был пристроен въезд, а в стене пробит огромный проем, так что двуколки, запряженные лошадьми, с улицы въезжали прямо на второй этаж дворца. Была уничтожена голубая глазированная мозаичная штукатурка сводов и куполов. На стенах дворца до сих пор сохранились отверстия от пуль - результат тренировок в стрельбе солдат.

В конце XIX века военное интендантство поневоле сыграло роль спасителя всего ансамбля. При выборе места для строительства собора Александра Невского выбор пал на территорию занятую комплексом Дворца Ширваншахов. И только то обстоятельство, что военным было некуда деться, спасло архитектурный памятник от полного уничтожения.

В 1920 году во дворце снова разместились конюшни, артиллерийские погреба, солдатские казармы, “славной” XI рабоче-крестьянской Красной армии, здесь же был и лазарет.

Все вокруг пребывало в неприглядной запущенности, поэтому большой группе видных азербайджанских историков и археологов во имя спасения этого уникального средневекового памятника архитектуры, пришлось со специальным письмом обратиться к руководству Азревкома. И лишь после этого в комплексе начались уборочно-восстановительные работы. В самом конце 20-х годов в холодных, сырых, с прохудившимися кровлями помещениях дворца прописался Музей истории Азербайджана, который располагался там в 1920-30-е годы

Дворец нуждается в серьезном восстановлении. Проводимая в 20-е, 30-е или 50-е годы реставрация дворцового комплекса велась наобум, непрофессионально и бессистемно. С 1992 года в здании дворца начаты новые реставрационные работы.

Диванхане
 
К главному зданию дворца Ширваншахов примыкает Диванхане, представляющее собой небольшой изящный павильон, расположенный внутри дворика с трех сторон окруженного галереей-аркадой. Павильон Диванхане состоит из восьмигранного зала, перекрытого как внутри, так и снаружи каменным куполом. К нему примыкает прямоугольное помещение вестибюля. Внутри помещения вестибюль соединен входами в галерею аркаду, в зал и находящуюся под полом зала восьмигранную в плане камеру, под которой находится вторая прямоугольной формы камера в подземелье, входом в которую служит отверстие на уровне земной поверхности с северной стороны. В скале, служащей основанием второй камеры, находится устье колодца пятиметровой глубины. Функциональное назначение этих двух камер, так же как и всего сооружения в целом остается невыясненным.

Высокий, стройный портал главного входа украшен орнаментом и надписями необыкновенного изящества и красоты. Орнамент представляет собой сплетение листьев инжира и винограда. Кроме того, портал украшен двумя медальонами, внутри которых есть надписи на арабском языке графическим шрифтом куфи. Неподготовленному взору кажется, что это просто орнамент.

Архитектурная композиция и планировка Диванхане оригинальны и не имеют аналогов в других странах Востока. Строительство Диванхане было незавершено, на что указывает незаконченность орнаментации капителей и баз колоннады и других деталей здания. Возможно, что строительство здания было приостановлено в связи с военными событиями 1500-01 годов. Черты стиля и частичная незавершенность отделочных работ датируют Диванхане концом XV века.

Существуют различные мнения по поводу назначения Диванхане. Одни считают, что это было судилище, в купольном зале которого с круглым отверстием посередине каменного пола вершилось правосудие. После вынесения смертного приговора голову преступникам прямо над отверстием отрубал палач, а тело казненных через некие подземные каналы сплавляли в море.

Другие предполагают, что оно служило для судопроизводства, приемов или государственного совета, либо было мавзолеем. В XIII-XV веках управляющим финансового ведомства являлся сахиб-диван. Павильон Диванхане при Ширваншахах мог быть служебным помещением сахиб-дивана, его чиновников и самой казны.  Загадочное отверстие в куполе, прикрывающем камеру, входящее в центре восьмигранного зала, сделано, как видно позднее, вероятно во время событий 1501 года, при взятии города сефевидами и разорением дворца в поисках казны. По сообщениям в куполе павильона сефевиды обнаружили много золота и ценностей.

Версия о мавзолее также является вероятной. Это подтверждается наличием двухкамерного склепа в его подземелье и сурой из Корана на портале входа: “Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути... Это — обитель рая, в нем они пребывают вечно”. Любопытно, что в сохранившихся народных преданиях вся территория Диванхане, особенно подземная камера с колодцем, называемым молочным колодцем, считалась пиром - священным местом, где женщины потерявшие молоко получали исцеление. По-видимому, территория, занятая Диванхане и дворцом еще в домусульманское время была священным местом.

Усыпальница Ширваншахов
 
Фамильная усыпальница Ширваншахов в плане имеет прямоугольную форму и увенчана шестигранным куполом, который снаружи украшен многолучевыми звездами. В прошлом плоскости углублений купола были выложены кирпичами с голубой глазурью. Это подтверждается и путешественником И.Лерхом, побывавшим в Баку в 1733 году. Он отмечает: "Кровля (усыпальница) устлана была лазоревого цвета камнями".

О назначении здания говорит надпись над входным проемом: "Величайший султан, великий Ширваншах, тезка пророка божьего, защита религии, Халил-Улла I приказал выстроить эту светлую усыпальницу для своей матери и сына в восемьсот тридцать девятом году" (1435-36 годы). Над стрелкой арки входного проема размещается шестигранная розетка с именем Али, повторяющимся 12 раз. Вершину портала венчает надпись из Корана, прославляющая аллаха.

В двух каплевидных медальонах в боковых частях портала, помещены надписи с именем архитектора - меймар Али. В каждом медальоне одна и та же надпись повторена дважды: в прямом и зеркальном изображении. С большим искусством и мастерством вырезал архитектор на шахской усыпальнице свое имя, долгие годы остававшееся неизвестным и прочитанное лишь в 1945 году азербайджанскими учеными.

Центр здания составляет погребальное помещение с куполом. В некоторых источниках говорится, что в 1501 году после гибели ширваншаха Фарруха-Йессара, войска шаха Исмаила взяли крепость Баку и останки покойников из усыпальницы предали огню. Работы археологов, проводившиеся в 1945 году, опровергли эту версию. Под деревянным полом усыпальницы  был обнаружен склеп с 5 погребениями, перекрытыми каменными плитами. Выявлено, что в 3-х могилах захоронены взрослые, а в 2-х других - дети. Продолжение работ  в усыпальнице обнаружило еще ряд нетронутых гробниц, общее число которых достигло 14. Эти гробницы были могилами членов семьи Ширваншахов. Могилы оказались в сохранности, но отсутствовали надгробия.

Археологические работы подтвердили данные надписи о том, что здесь захоронены Бикя-ханум - мать ширваншаха Халил-Уллы I, его сын, а также другие члены семьи. При расчистке погребений были обнаружены остатки материи (тирме) со следами геометрического орнамента, с медальонами, в которых были вытканы надписи сделанные арабским шрифтом, несколько голубых бисеринок, золотая булавка с бирюзой и шестью рубинами, золотые серьги. Ныне эти материалы хранятся в фондах музея истории Азербайджана.

Дворцовая мечеть
 
Дворцовая мечеть расположена в нижнем дворе комплекса. Лаконичность ее призматических объемов, завершенных двумя слегка заостренными куполами, оттенена стройной вертикалью минарета, возвышающегося в северо-восточном углу здания. В мечети имеются два молельных зала - большой мужской и меньших размеров - женский, а также пара небольших вспомогательных комнат, в которые можно взобраться по каменным винтовым лестницам. Все эти помещения вписаны в прямоугольник плана, из которого незначительным выступом выделяется лишь женская молельня.

В мечеть ведут три входа. Северный - главный вход подчеркнут порталом. По обеим сторонам портала находятся полуциркульные в плане ниши, которые предназначались для обуви, так как по обычаям мусульманского мира в мечеть нельзя входить, не сняв обуви и не совершив обряд омовения. Процесс омовения проходил в северной части двора за портальным переходом на нижний двор, где на возвышенной площадке имеется колодец и небольшой бассейн.

С востока, со стороны среднего двора, в мечеть ведет второй вход, отмеченный более скромным порталом; с запада входной проем ничем не выделен.

В верхние углы центрального зала мечети вмурованы четыре больших глиняных кувшина, обращенных узкими горлышками внутрь, в зал. Это дает, с одной стороны, отличный резонанс, так как кувшины служат своеобразными голосниками, а с другой стороны, это является конструктивно-строительным антисейсмическим приемом, придающим большую устойчивость зданию - понижение центра тяжести посредством облегчения верха.

В торце южной стены центрального зала мечети расположен скромно декорированный михраб, неглубокая ниша которого перекрыта стрельчатым полукуполом. В мечети имеются ниши различных форм и назначений. Они служили для складывания молитвенных ковриков, чирахов, коранов, четок.

Окна забраны каменными решетками-шебеке, что придает этому скромному по архитектурному убранству зданию особую красоту.

Минарет мечети возвышается на 22 метра. Под сталактитовым поясом минарета расположена надпись, которая гласит: "... приказал построить этот минарет величайший султан Халил-Улла I. Да возвеличит аллах дни его правления и царствования. Восемьсот сорок пятый год" (1441-1442). Балкончик минарета (шерефе) изначально был каменным, но в 1723 году, когда Баку подвергся бомбардировке русских войск, снаряд разрушил часть минарета. Позднее, в наше время балкончик восстановили, сделав его уже железным.

Дворцовая баня

Дворцовая баня расположена на самой нижней террасе комплекса. Она была обнаружена в 1939 году.  Археологические раскопки выявили большую баню из 26 помещений, засыпанную землей, над которой был сад. В 1953 году баня была частично расчищена и в 1961 году законсервирована. На основе сохранившихся остатков стен бани можно сказать, что помещения ее были перекрыты куполами, а через отверстия в куполах проникал свет. Баня была полуподземной для сохранения тепла зимой и прохлады летом. Указанная система типична для бань Баку и Апшерона.

План дворцовой бани состоит из двух больших квадратных помещений, расчлененных четырьмя пилонами на более мелкие помещения. Одна группа помещений - "чёл" или "байыр" (наружная) предназначена для раздевания, а другая - "ичери" (внутренняя) для купания. К купальному отделению примыкают водоемы для холодной и горячей воды - "хазна". Там, где располагался водоем для горячей воды, была устроена специальная топочная камера для ее подогрева. Топка бань производилась сгущенной белой нефтью, отвердевшей в виде камня желтого цвета, который горит как свеча. Отопление шло через паровые каналы под полом купального отделения. Раздевальня подогревалась путем поступающего из купального отделения теплого воздуха.

Путешественник И.Лерх, в 1733 году побывавший во дворце, писал о бане: "Она как снаружи, так и изнутри хорошо украшена". Вода из овдана-водохранилища у стены поступала в котельню бани - "кюльхана" и распределялась далее по керамическим трубам, для которых были устроены специальные каналы. Вход в овдан над землей имел стрельчатый проем, ведущий к лестнице, вырубленной в скальном массиве и заканчивающейся на глубине 70 ступеней у большого водохранилища. Вода поступала туда из подземных галлерей-кягризов. Во время строительных работ близ западной крепостной стены на глубине около 10 м был обнаружен древний водопровод, идущий с гор по направлению к овдану и дворцу Ширваншахов. Вероятно, дворец и баня снабжались водой из этого водопровода.

Помещений было много: раздевальня, купальня, "хялвети" - уголок для одиночного купания. В помещениях бани имеются маленькие бассейны округлой формы и ячейки для обуви. Крайний отсек с реставрированным куполом имеет частично сохранившуюся майоликовую отделку стен.

Мавзолей Сейид Яхья Бакуви
 
Мавзолей Сейид Яхья Бакуви, расположен в южной части дворцового комплекса и известен в народе под названием мавзолей "деpвиша".

Источники сообщают, что Бакуви был пpидвоpным ученым пpи двоpце Шиpваншаха Халилуллаха. Родился он в гоpоде Шемахе. Был суфистом, приверженцем учения Шейха Садpаддина, котоpый возглавлял секту "халвати". После смерти шейха Садpаддина Бакуви переезжает в Баку. По свидетельству отдельных источников он скончался в 868 г.х.(1464) и был захоронен на территории дворцового комплекса. До наших дней сохpанилось около 15 тpудов Сеида Яхья Бакуви, котоpые носят суфистко-мистический хаpактеp и хpанятся в гоpодах Туpции: Стамбул, Конья, Маниса.

Это такие тpуды, как "Тайны искателей истины", "Тайны вдохновения", "Символика знаков", "Комментарии к династии Саманидов", "Тайны духов" и дp., котоpые являются ценными источниками в области изучения философии, астрономии и математики.

Суфизм - это мистико-аскетическое направление в исламе, известное с VIII века. Суфисты стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутреннего созерцания, сопровождающееся аскетическими упражнениями.

Мавзолей имеет восьмигранную фоpму и пеpекpыт восьмигранным шатpом. Он состоит из надземной и подземной части. Веpхняя часть мавзолея служила для совеpшения культовых обрядов, в нижней находился погpебальный склеп. Внутри мавзолей был орнаментирован и отделан цветной штукатуркой. Мавзолей выложен из узких и шиpоких pядов камней, плотно пригнанных дpуг к дpугу и прекрасно отесанных.

В гpанях мавзолея - южной, восточной и западной имеются тpи небольших стpельчатых окна c каменной pешеткой-шебеке. Мавзолей является одним из звеньев Шиpвано-апшеpонской школы зодчества.

Мавзолей был пристроен к старой мечети известной под названия мечети Кей-Кубада. Именно в этой мечети Сейид Яхья Бакуви работал, молился, преподавал. Мечеть эта была построена в годы правления ширваншаха Кей-Кубада в XIV веке и названа его именем. Но в 1918 году мечеть сгорела во время пожара, и в настоящее время от нее остался лишь фундамент. Возможно, эта мечеть была построена на месте более древней мечети.

Восточный портал
 
К ансамблю дворцовых построек относится одиноко стоящий портал Восточных ворот, так называемые "Ворота Мурада". Он был возведен в стене цитадели значительно позже всех построек комплекса, во время захвата Баку турками в XVI веке. Ворота названы ими в честь султана Мурада III.

По своему общему стилю и художественной композиции восточный портал выдержан в духе порталов Диванхане и усыпальницы. Однако в нем заметны черты спада строительного искусства, более низкое качество камня, разрушение чистоты стиля азербайджанского орнаментального искусства.

Строителем портала являлся зодчий, мастер Амир-шах Вайанкухи - житель пригорода Тебриза. Верхняя часть портала украшена строительной надписью на арабском языке: "Повелел построить это благородное здание, в дни правления справедливейшего и величайшего султана - Мурада, Улу Раджаб-баба Бакуйи в 994 г.х. (1585-86 гг.). По обе стороны от надписи расположены розетки с растительным орнаментом. В нижней части портала имеется глубокая ниша, образованная сталактитовым полукуполом. Портал в отличие от других порталов дворца имеет широкий стрельчатый входной проем, похожий на ворота. Весьма возможно, что это сооружение являлось входом в здание, которое не сохранилось, или не было возведено. На это намекает текст надписи, где говорится о построении здания - "имарет", а не ворот.

Зодчий стремился сохранить единство ансамбля, но все же не смог избежать влияния спада, который произошел в архитектуре этого периода, насыщенного военными действиями.




Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2024 ksam.org
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.