Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография
Главная страницаКарта сайта
Новости диаспоры
Досуг молодёжи Культурные мероприятия Дни памяти Интервью Аналитика Спортивные мероприятия Организации
Наши друзья


















Поиск:
Интервью
Новости диаспоры Интервью Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр: "На территории Азербайджана есть следы деятельности как апостола Варфоломея, так и равноапостольного Елисея"
Перейти к общему списку

Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр: "На территории Азербайджана есть следы деятельности как апостола Варфоломея, так и равноапостольного Елисея" 18-07-2010

Интервью журнала "Эхо планеты" с Епископом Бакинским и Прикаспийским Александром.

- Ваше Преосвященство, многие ученые утверждают сегодня, что церковь в селе Киш, что в Шекинском районе Азербайджана, - одна из первых в христианском мире. Как относится к этому Русская Православная церковь? Можно ли верить в то, что когда-то в древности в селении Киш обосновался святой равноапостольный Елисей, который нашел там много последователей?
 
- В церковном предании и в истории христианской церкви говорится о том, что на территории нынешнего Азербайджана христианство проповедовали святой апостол Варфоломей, претерпевший мученическую кончину в древнем городе Альбанополе, нынешнем Баку, и святой равноапостольный Елисей - ученик апостола Фаддея. Об этом пишут древние историки церкви, и, конечно, следы деятельности как апостола Варфоломея, так и равноапостольного Елисея остались на территории современного Азербайджана. Так, у подножия Девичьей башни в Баку до сих пор сохранилось место, освященное мученической кровью святого апостола Варфоломея. До 1936 года на этом месте находилась часовня, на стене которой размещалась мраморная доска с надписью о том, что здесь за Христа пострадал один из 12 его учеников - святой апостол Варфоломей.
 
Напоминанием же о деятельности равноапостольного Елисея является, по преданию, основанная им древняя церковь в селе Киш. Иногда она называется Матерью церквей на Кавказе. Но, конечно, не следует думать, что нынешнее здание храма относится к I веку. Как показали археологические исследования, само здание храма было построено в раннем Средневековье. Можно предположить, что святым Елисеем была основана одна из христианских общин на Кавказе и что в Кише действительно существовал храм, заложенный самим равноапостольным Елисеем, но со временем храм обветшал и был перестроен.
 
- Что сегодня известно церкви о зарождении христианства на Кавказе?
 
- Как я уже сказал, семена христианства были посеяны на Кавказе в I веке от Рождества Христова еще святыми апостолом Варфоломеем и равноапостольным Елисеем. Кроме того, христианство на Кавказе распространялось также святым апостолом Симоном Кананитом, трудившимся на Западном Кавказе. До сих пор показывают место его вечного упокоения, находящееся в Абхазии. Гораздо позже христианство на Центральный Кавказ принесла равноапостольная Нина, которую нынешняя Грузия почитает своей просветительницей.
 
- Владыка Александр, в Синайском монастыре, основанном императором Юстинианом в VI веке, сохранилось много христианских древностей, как рукописных, так и живописных. Там, как известно, есть и документы, которые свидетельствуют о существовании текстов Священного писания на албанском языке. Что это может дать историкам и Православной церкви, христианам?
 
- Найденный в Синайском монастыре палимпсест, на котором первоначально был написан текст на албанском языке, может дать нам возможность узнать, во-первых, о структуре древнего албанского языка, а во-вторых, он может содержать в себе следы каких-либо иных ранних христианских памятников. В любом случае требуется большая работа для восстановления текста и его детального исследования.
 
- Насколько реально сегодня возрождение Албанской Апостольской Автокефальной церкви и что для этого необходимо?
 
- В мире существуют несколько автокефальных, то есть самовозглавляемых, Церквей, во главе которых стоят патриархи, митрополиты или архиепископы. Для того, чтобы церковь была автокефальной, необходимо прежде всего большое количество последователей: от сотен тысяч до миллионов. С другой стороны, в такой церкви должно быть множество священнослужителей, свой епископат, тысячи приходов и монастыри.
 
- Какова роль Тура Хейердала и Норвегии в спасении ценнейших памятников в Шеки от разрушения?

- При содействии Тура Хейердала Норвегия приняла активное участие в археологических изысканиях на территории Азербайджана и помогла отреставрировать памятник в селе Киш. На территории современного Азербайджана - большое количество христианских храмов раннего Средневековья, часть из которых находится в хорошем состоянии, часть требует реставрации. Однако не представляется возможным все эти памятники религиозной культуры моментально привести в надлежащее состояние. Поэтому иногда разрабатываются проекты с привлечением других стран, как это было в случае с храмом в Кише.
 
- Есть ли у Русской Православной Церкви в Азербайджане сегодня средства для поддержания храма в селе Киш?
 
- В силу того, что храм в Шеки используется как памятник архитектуры, как музей и находится на балансе Министерства культуры Азербайджанской Республики, Русская Православная Церковь не может заниматься вопросом сохранения или поддержания в надлежащем состоянии вышеназванного памятника.



Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2024 ksam.org
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.