Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография
Главная страницаКарта сайта
Новости диаспоры
Досуг молодёжи Культурные мероприятия Дни памяти Интервью Аналитика Спортивные мероприятия Организации
Наши друзья


















Поиск:
Интервью
Новости диаспоры Интервью Леонид Гозман: «В ближайшее время стороны армяно-азербайджанского конфликта о чем-то договорятся»
Перейти к общему списку

Леонид Гозман: «В ближайшее время стороны армяно-азербайджанского конфликта о чем-то договорятся» 21-01-2010
- В понедельник президент Армении Серж Саргсян по приглашению главы РФ Дмитрия Медведева прибыл в Москву. В ходе встречи глав государств обсуждался широкий спектр вопросов, но вопросу разрешения нагорно-карабахской проблемы, естественно, было уделено особое внимание. Есть ли сегодня, на Ваш взгляд, реальные предпосылки к тому, чтобы конфликт был сдвинут с мертвой точки в 2010 году?

- Честно говоря, никаких прогнозов нет. Трудно сказать. Знаю точно одно, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха не принадлежит к тем, которые могут быть разрешены по мановению волшебной палочки. Мало того, считаю, что у этого конфликта нет политического решения, которое устроит абсолютно все стороны без так называемой потери лица.

Я представляю решение несколько иначе, когда какие-то не решаемые вопросы просто заговариваются, к примеру, на 30 лет. То есть стороны могут письменно или устно договориться о том, чтобы вернуться к решению конфликта через некоторое время.

- Вы предлагаете заморозить на 30 лет вопрос статуса Нагорного Карабаха?

- Предположим, его. В ходе арабо-израильского конфликта стороны, к примеру, заморозили вопрос статуса Восточного Иерусалима. То есть, оставив в стороне одну проблему, стороны могли бы обсудить массу других вопросов. Правда, потом произошел срыв договоренности.

- О каком же контакте между Азербайджаном и Арменией в таком случае можно говорить, если, предположим, мы заморозим вопрос статуса Нагорного Карабаха, как вы говорите, на 30 лет?

- В данном случае, смысл моего предложения в том, чтобы установить первоначальный контакт между двумя странами, что, считаю, на сегодня куда важнее. То есть речь о налаживании дипломатических, торгово-экономических, культурных, экологических и иных видов отношений. И если все это наладить, то даже такая проблема, как Нагорный Карабах, не станет разрушающей в отношениях двух стран.

- На днях премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган был с визитом в Москве, министр ИД РФ Сергей Лавров почти одновременно - в Ереване. Далее в Москву отправился министр обороны РА Сейран Оганян. Естественно, все это взаимосвязано. Каковы ваши соображения на счет итогового предложения для Азербайджана и Армении, которое, возможно, готовят в кулуарах посредники?

- Есть ощущение, что в ближайшее время стороны армяно-азербайджанского конфликта о чем-то договорятся. Думаю, что эти договоренности будут касаться нормализации обстановки в регионе в целом, чем непосредственно статуса Нагорного Карабаха. Речь в данном случае об отношениях Ереван-Анкара и Баку-Ереван.

По Нагорному Карабаху будут сделаны некие политические декларации, ведь, как мне известно, на сегодня пока нет такого решения, которое бы удовлетворило все стороны конфликта. Можно, конечно, одну из сторон заставить пойти на договоренность, однако при первой же возможности, считая договоренность несправедливой, она откажется от нее. Поэтому самым верным решением сейчас будет нормализация отношений двух стран.

- Но вы же и сами понимаете, что говорить о нормализации отношений, не решив собственно вопрос всех оккупированных территорий, невозможно. Азербайджан на это никогда не пойдет.

- Вы знаете, проблема Нагорного Карабаха - это очень болезненная проблема, это проблема чести и сохранения лица сторон конфликта. Конечно же, есть пункты, на которые никогда не согласится Армения, или никогда не согласится Азербайджан. Однако они могут договориться некоторое время не говорить об этом и постараться наладить отношения и без окончательного решения этой проблемы.

- Официальная Москва в последнее время ведет себя активнее всех остальных посредников. С чем, по-вашему, это связано: российская сторона преследует свои интересы, или мы свидетели искренней посреднической позиции и не более?

- Считаю, что РФ крайне заинтересована в том, чтобы в этом регионе был мир. У нас хватает головной боли и на Северном Кавказе. У нас сложные отношения с рядом бывших советских республик - Украиной, Грузией. Так что иметь еще один конфликт вблизи своих границ, тем более между традиционными партнерами, коими для нас являются и Армения, и Азербайджан, очень бы не хотелось.

И если завтра, не дай Бог, мы стаем свидетелями того, как между сторонами вновь разгорится военный конфликт, думаю, от России мы вправе ожидать тех действий, которые приведут к снижению напряженности между странами. Я не говорю, что мы должны принять участие в войне. Нет, ни в коем случае этого делать нельзя, ведь, в конце концов, это не наша война.

- Что вы понимаете под выражением «действия, направленные на снижение напряженности»?

- И Азербайджан, и Армения зависят от мира в регионе, в той или иной степени от соседей – Турции, России, в конце концов, от США. Так что в случае возобновления военных действий необходимо предпринять международные шаги по принуждению к миру…

- Вы имеете в виду принуждение дипломатическими методами?


- Да. Дипломатическими и экономическими. Думаю, будут определенные аргументы, которые и Ереван, и Баку не смогут не услышать. А исходить они будут от консолидированного международного сообщества…


Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2024 ksam.org
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.