Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография
Главная страницаКарта сайта
Новости
Политика Экономика Туризм Спорт События и факты Светские новости Статьи Антиазербайджанская деятельность
Наши друзья


















Поиск:
Политика
Новости Политика На грани войны
Перейти к общему списку

На грани войны 30-03-2009

Призрак войны вновь бродит по Корейскому полуострову. Причем Пхеньян и Сеул, как уже неоднократно случалось за более чем полувековое существование двух Корей – социалистической на севере и капиталистической на юге - не просто пытаются доказать друг другу, кто сильнее и жизнеспособнее. Дело, как опасаются некоторые наблюдатели, может обернуться применением ядерного оружия, и поэтому за происходящим в этой части Азии с особым вниманием и тревогой следит весь мир.

«Млечный путь» и «Ключевая решимость»

8 марта Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) объявила о полной боевой готовности своих вооруженных сил и прервала единственную прямую линию связи с представителями военного командования Республики Корея (Южная Корея). Действия Пхеньяна мотивированы решением Сеула и Вашингтона провести с 9 по 20 марта на юге полуострова совместные военные учения под кодовым названием «Ки ризолв» («Ключевая решимость»). Собственно, подобные учения проводятся каждый год, но теперешние отличает особенный размах, поскольку в них с американской стороны принимают участие 26 тысяч военнослужащих, ударный атомный авианосец «Джон Стеннис», корабли поддержки ВМС США с системами ПРО «Иджис», а также новейшие истребители F-22A Raptor.
Столь мощное американское представительство дало повод северокорейцам считать, что «новая администрация США готовится посягнуть на суверенитет КНДР с помощью своих южнокорейских марионеток». В ответ Пхеньян впервые за всю историю корейского конфликта озвучил угрозу в адрес гражданских лайнеров противника: «В период военных учений мы не сможем гарантировать воздушную безопасность гражданских самолетов Южной Кореи, пересекающих наше воздушное пространство и его окрестности, особенно в районе Восточного (Японского) моря».
Но даже и эта угроза не составляет главную интригу разворачивающегося действа.
Еще в феврале Пхеньян объявил о намерении вывести на орбиту ракету «Ынха-2» («Млечный путь») с «экспериментальным спутником связи». На третий день проведения американо-южнокорейских учений в КНДР объявили, что запуск спутника будет произведен в период между 4 и 8 апреля 2009 года. Между тем Южная Корея, Япония и Соединенные Штаты усмотрели в подготавливаемой Пхеньяном акции прямую угрозу собственной безопасности. По их версии, северокорейский спутник является ничем иным, как усовершенствованной моделью межконтинентальной баллистической ракеты «Тэпходон-2», способной достичь даже территории США. Впрочем, даже если это действительно спутник, запуск которого преследует сугубо мирные цели, о чем, собственно, и заявляют представители КНДР, план вывода на орбиту «Ынха-2» противоречит резолюции 1718 Совета Безопасности ООН, которая налагает запрет на разработку Пхеньяном баллистических ракет. Об этом напомнили северокорейцам министр иностранных дел Южной Кореи Ю Мен Хван и специальный представитель президента США по КНДР Стивен Босуорт. А министр обороны Японии Ясукадзу Хамада вовсе предупредил о возможности перехвата и уничтожения северокорейской ракеты в случае, если она будет угрожать безопасности страны.
Реагируя на подобные заявления, Пхеньян выразил готовность «ответить мощным контрударом на все попытки США, Южной Кореи и Японии сбить северокорейский спутник с применением мощнейших военных средств». Угроза новой корейской войны обрела тем самым реальные очертания.

В отсутствие мирного договора

Международное сообщество уже свыклось с мыслью о том, что корейская «пороховая бочка» рано или поздно взорвется (если, конечно же, сами «две Кореи» и заинтересованные внешние силы не примут основательные меры для необратимости развития событий в исключительно мирном русле, чего так и не удалось сделать по сегодняшний день).
Несмотря на завершение войны на Корейском полуострове в 1953 году, США и КНДР формально продолжают оставаться в состоянии войны, так как мирный договор между ними так и не был подписан. Север Кореи всегда давал понять, что от поглощения им Юга его удерживает лишь военный союз Сеула с Вашингтоном, выражающийся в присутствии на территории Южной Кореи американского воинского контингента. КНДР до сих пор придерживается мнения, что ее границы должны быть намного южнее так называемой Северной разграничительной линии, на проведение которой оказали влияние американские генералы, доминировавшие в войсках ООН в конце войны. Поэтому в этом районе периодически происходят вооруженные столкновения.
Так, например, в 1968 году северокорейцы захватили у своих берегов американское судно-шпион «Пуэбло», а их спецназ совершил марш-бросок на «Голубой дом» в Сеуле - центр политической жизни Южной Кореи. Тогда с большим трудом удалось избежать начала новой войны. В 1999 и 2002 годах между Севером и Югом происходили настоящие морские бои, в результате которых Сеул отстоял свое право на нынешнюю границу Республики Корея.
Между тем корейский конфликт, изначально «питавшийся» противостоянием в идеологической сфере, все больше «вязнет» в технологической плоскости. Переломным моментом стал 2006 год, когда стало ясно, что коммунистический режим Северной Кореи овладел атомными технологиями. Правда, испытание Пхеньяном ядерного оружия произошло на фоне тяжелейшего экономического кризиса в стране: достаточно отметить, что жертвами голода за последние годы стали несколько сотен тысяч граждан КНДР.
С января нынешнего года эскалация межкорейской напряженности вступила в новую, «баллистическую» фазу. Пхеньян обвинил Сеул в подготовке агрессии, симптомы которой он усмотрел в усилении группировки американских войск на юге полуострова. КНДР разорвала все достигнутые за последнее время договоренности с «южнокорейскими марионетками», в том числе и по вопросам границы. Официальный Сеул заявил, что Пхеньян тем самым разрушает все позитивные сдвиги в отношениях между двумя странами и создает прямую угрозу войны.
Нынешнее обострение ситуации, вызванное американо-южнокорейскими учениями и подготовкой запуска северокорейского спутника, вполне может представлять собой кульминацию межкорейского «мирного» противостояния, ни на минуту не прекращавшегося с момента окончания войны в 1953 году.

Варианты для «мощной державы»

Осознавая всю сложность и непредсказуемость корейской ситуации, все же не следует сгущать краски. Вполне возможно, что нынешняя напористость Северной Кореи в реализации своей ядерной программы в очередной раз связана с самыми элементарными, насущными потребностями КНДР. Уже не единожды Пхеньян пытался демонстрировать мускулы только затем, чтобы получить от Запада и сытых южнокорейских собратьев, взамен своего отхода от идеи стать обладателем ядерного оружия, новые поставки продовольствия и топлива. Этот трюк весьма успешно проходил до того момента, пока на юге полуострова к власти не пришел консерватор Ли Мен Бак, связавший оказание помощи Пхеньяну (известно, что КНДР кормится в основном за счет южнокорейского риса) однозначной и бесповоротной денуклеаризацией Северной Кореи.
Очевидно и то, что Пхеньян пытается всячески обратить на себя внимание новой американской администрации. Северокорейское руководство хорошо помнит, как в 1994 году ему удалось договориться с президентом-демократом Биллом Клинтоном и посредством временного замораживания своих атомных разработок отложить скатывание страны к голоду на несколько лет. Затем хозяином Белого дома стал республиканец Джордж Буш, пересмотревший сделку с Пхеньяном, решив истощить его методом экономической изоляции. Впрочем, даже прежняя администрация США вынуждена была потакать капризам Северной Кореи и порой смягчала свой нрав, соглашаясь оказать КНДР помощь, лишь бы Ким Чен Ир перестал играть в ядерные игры. Бряцая оружием сегодня, Пхеньян откровенно рассчитывает обратить на себя взор Барака Обамы, сконцентрировавшегося сейчас в основном на преодолении глобального кризиса, разрешении проблем Ближнего Востока, Ирана и Афганистана. Однако нельзя исключать, что КНДР, в случае если не удастся повлиять на Обаму и Ли Мен Бака, может довести свой шантаж до большей изощренности и выразит готовность помочь Ирану в развитии ядерных технологий.
В том, что Пхеньян так вышел из себя, существует и внутрисеверокорейская причина. Официально КНДР объясняет свои «ракетно-спутниковые» действия необходимостью продолжения начатой еще в 80-х годах прошлого века космической программы, нацеленной на превращение ее к 2012 году в «мощную державу». Дата выбрана не случайно – через три года исполнится 100 лет со дня рождения бывшего президента, вождя КНДР Ким Ир Сена, отца нынешнего северокорейского лидера Ким Чен Ира. К слову сказать, планируемый запуск ракеты призван также укрепить в сознании северокорейцев мысль о силе и стойкости их государства на фоне распространившихся в последнее время разговоров о болезни Ким Чен Ира.
И еще. Северокорейский режим не может не понимать своей уязвимости, того, что провоцирование войны со своими сильными в экономическом отношении соседями и супердержавой в лице США может иметь для него фатальные последствия. Да, вооруженные силы КНДР насчитывают около 850 тысяч человек, Пхеньян может поставить под ружье еще 4 миллиона резервистов, однако он практически не располагает современными системами вооружений (это касается бронетехники, флота, авиации и ПВО). В наличии у него лишь легкие виды оружия, полагать, что исход войны можно решить в свою пользу одной лишь пехотой, вооруженной «калашниковыми», могут лишь дилетанты, на которые вовсе не смахивают, даже при всей своей идейно-политической закостенелости, правители КНДР. Кроме того, в случае начала войны Северная Корея столкнется с катастрофической нехваткой горючего для боевой техники.
Важно учитывать и то, что действия Пхеньяна не нашли одобрения со стороны России и Китая, которые продолжают поддерживать с КНДР традиционно добрые отношения. Москва и Пекин призвали все заинтересованные силы «проявлять сдержанность и воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы подорвать безопасность и стабильность в регионе».
Поэтому Пхеньян, хоть и демонстрирует воинственный пыл, все же не осмелится отвергнуть предложения сесть за стол переговоров. Судя по сдержанной (а не откровенно жесткой) реакции Соединенных Штатов, против дипломатического решения проблемы в принципе не возражает и администрация Барака Обамы. Госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что у Вашингтона есть «ряд вариантов» действий на случай, если Пхеньян осуществит запуск, в том числе обращение в Совет Безопасности ООН. При этом она выразила разочарование тем, что находившийся в регионе специальный представитель США не получил приглашения в Пхеньян для обсуждения сложившейся ситуации.


Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2024 ksam.org
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.