«Война в Карабахе не продлится более семи дней»
05-03-2011
|
Интервью с сотрудником Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, российским историком Зурабом Кананчевым.
- Как вы оцениваете недавнюю встречу президентов России и Армении в Санкт-Петербурге в преддверии трехсторонней встречи в Сочи?
- Мне кажется, встреча в Санкт-Петербурге больше носила характер двухсторонних отношений, нежели была посвящена карабахскому вопросу. Дело в том, что для Армении сейчас очень важно решение социально-экономических вопросов и Россия вполне могла бы содействовать в решении некоторых из них.
Конечно, в формате двухсторонней встречи мог быть затронут и вопрос карабахского урегулирования. Но если и был, но он носил так сказать побочный характер. Мы не услышали никакого заявления по итогам этой встречи, не было принято никаких решений. Ситуация прояснится после 5 марта.
Что касается самой встречи, то в первую очередь, хочу отметить, необходимо наличие самого факта переговоров. Тем более что многие эксперты в Армении, в Азербайджане, и в России все чаще говорят о возможных военных действиях. Чем ближе весна, тем больше подобных разговоров.
- А события на Ближнем Востоке могут повлиять на ситуацию в Азербайджане и Армении?
- В Азербайджане я не вижу на сегодняшний момент серьезных протестных настроений.
- А как же в Армении?
- Мне кажется, что в Армении ситуация накалена не до такой степени, чтобы там случилось нечто подобное. С дугой стороны, если ситуация в Армении пойдет по египетскому или ливийскому сценарию, то это будет только на руку Азербайджану. Азербайджан может воспользоваться ситуацией и попытаться вернуть свои территории.
Однако и в Армении, насколько мне известно, также ведутся разговоры о возможном нанесении по Азербайджану так называемого превентивного удара. В Азербайджане постоянно муссируется тема о том, что если переговоры зайдут в тупик, то есть и иной выход, иное решение конфликта. Увеличивающийся военный бюджет Азербайджана – лишнее тому подтверждение.
- Позиция России в карабахском конфликте, по-вашему, с нового года не изменилась?
- Для России в первую очередь важно видеть желание сторон действительно вести переговоры. В результате, Москва инициирует новые встречи, чтобы попытаться решить, возникающие в ходе переговорного процесса. Что касается новых предложений, то и Минская группа ОБСЕ, и Россия в разных форматах выработали достаточное количество серьезных и возможных вариантов решения конфликта. Однако ни один из них не был принят сторонами.
России важно сохранение мира. И еще один серьезный очаг напряженности на южных рубежах Москве совсем не нужен. Россия намерена сделать все, чтобы сдержать стороны и не позволить перейти к военным действиям.
Правда, некоторые эксперты уверены, что Россия не сможет сдержать стороны, и в случае начала войны Москва введет в зону боевых действий свои миротворческие силы.
Я уверен, что переговоры должны способствовать нормализации отношений между сторонами. Их необходимо продолжать. Хотелось бы верить, что 5 марта мы увидим продвижение в переговорном процессе.
- В нынешнем году мы можем стать свидетелями каких-то подвижек в карабахском урегулировании?
- Если внутриполитическая ситуация в Азербайджане и Армении останется на нынешнем уровне, а социально-экономическая ситуация улучшится, то мы можем говорить о подвижках. С другой стороны, исключать военный сценарий нельзя. Как я отмечал, более семи дней она вестись не будет. Это нефтяной регион, здесь находятся важные экономические объекты, переплетены интересы различных держав, потому угроза интересам внешних игроков приведет к ее быстрому окончанию.
Надо отметить, что это единственный в мире конфликт, где нет никаких миротворческих сил, стороны до сих пор остаются один на один. А это значит, что в любой момент – любая провокация и опять начнется война.
Если же говорить о решении конфликта дипломатическим путем, то, скорее всего, этот год вряд ли станет переломным. А с точки зрения начала возможных боевых действий на линии фронта, то вероятность, к сожалению, возрастает.
|
|